Поток: Позиция

Не дать живой воде стать мертвой

Александр Закондырин , председатель Общественного совета при Минприроды, и. о. директора ФГБУ «ВНИИ Экология»

В 2025 г. запускается федеральный проект по оздоровлению крупнейших водных объектов «Вода России», который должен объединить «водные» составляющие нацпроекта «Экология» – «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал» и «Сохранение уникальных водных объектов». Он предполагает строительство очистных сооружений, расчистку русел рек, озер, водохранилищ, очистку берегов, строительство и ремонт гидротехнических сооружений. Объединение этих задач, на которые в ближайшие пять лет государство выделит более 200 млрд руб., в единый федеральный проект позволит усилить контроль за выполнением масштабных планов по сохранению главных рек и озер России.

Еще в мае 2024 г. президент России Владимир Путин поручил разработать меры по стимулированию инвестиций регионов в модернизацию очистных сооружений для реализации национальной цели «Экологическое благополучие»: инструменты льготного финансирования, включая программы льготного лизинга для приобретения малых очистных сооружений водоочистки и канализации. Организациям, которые не обеспечивают нормативную очистку сточных вод в период проведения работ по реконструкции и капитальному ремонту очистных сооружений, президент напомнил об ответственности.

Вице-премьер Дмитрий Патрушев 5 июля на совещании по строительству и реконструкции очистных сооружений в рамках нацпроекта «Экология» обратил внимание на недостаточную реализацию указанных мер в ряде регионов страны – в частности, в Ярославской и Тверской областях. Всего вице-премьер поручил провести внеплановые проверки 55 организаций, ответственных за работу очистных сооружений, построенных или реконструированных в период с 2019 по 2024 г.

По результатам парламентской проверки при реализации запущенного в 2019 г. федерального проекта «Оздоровление Волги» имели место недоработки в проектировании объектов, срывы сроков их ввода в эксплуатацию и другие нарушения. Были определены 25 наиболее проблемных объектов в Нижегородской, Самарской, Ивановской и Тверской областях. В Чувашии, Татарстане, Ульяновской и Костромской областях очистные сооружения в отдельных районах хоть и сданы, но не введены в строй.

Задачей «Оздоровления Волги» было сокращение стоков загрязнений реки втрое – с 3,17 до 1,05 куб. км в год. Всего на проект было выделено порядка 127 млрд руб. из государственного бюджета, а общее финансирование, учитывая вклад региональных бюджетов и внебюджетные источники, превысило 200 млрд руб. Несмотря на серьезные инвестиции и большой объем проделанной работы, основные целевые показатели федерального проекта пока не достигнуты.

В ближайшие три года на завершение строительства 13 дамб в пяти регионах страны правительство заложило 6,9 млрд руб., сообщал глава Минприроды России Александр Козлов. На строительство и реконструкцию очистных сооружений направлено 38,6 млрд руб., в том числе 10 млрд – на Байкале.

Перечень объектов будет определен после конкурсного отбора в 2025 г. – преимущество будет у тех регионов, которые готовы обеспечить больший процент софинансирования за счет регионального бюджета.

Помимо выявленных нарушений существует немало объективных факторов, усложняющих своевременный ввод в строй очистных сооружений. Одна из основных проблем при их проектировании – индивидуальность параметров каждого объекта, который должен производить очистку конкретных сбросов с заранее известным составом загрязняющих веществ. В крупных промышленных городах неизбежно соседствуют старые и новые заводы разных профилей, которые сбрасывают широкий спектр загрязняющих веществ. В итоге каждый проект очистных сооружений должен быть уникальным.

Ограниченные возможности для типизации очистных сооружений приводят к удорожанию проектов, так как в каждом отдельном случае необходимо производить глубокие лабораторные исследования сбрасываемых вод и корректировать проект под конкретные особенности источников загрязнений. А ошибки на начальных этапах проекта часто приводят к неэффективности работы всей системы.

Сегодня в России отсутствует единый орган, накапливающий и распространяющий научную базу знаний и технологий по очистке сточных вод. Также для эффективной реализации федпроекта нужна целостная нормативно-правовая база. Законодательные пробелы приводят к тому, что ответственность за проектирование, строительство и эксплуатацию объектов часто распыляется между разными организациями, что затрудняет установление ответственных при возникновении проблем. Следует ввести более четкие регламенты и переход на систему реализации проектов под ключ, при которой один подрядчик отвечает за весь комплекс работ.

Серьезным затруднением стало также недостаточное количество современного оборудования и технологических решений отечественного производства. Первоочередной задачей является импортозамещение очистного оборудования, включая производство сложных элементов, таких как сенсоры и датчики.

Современные очистные сооружения требуют технических навыков и знаний в области сложных технологий, таких как автоматизация и биоконверсия. Для подготовки профильных специалистов необходимо сформировать отраслевой институт, который будет курировать обучение в инженерных учебных заведениях, обеспечивать студентов и преподавателей доступом к научным ресурсам, а также способствовать приобретению ими практического опыта.

Даже в наиболее развитых в сфере водоочистки странах существует проблема неэффективности очистных сооружений. Это происходит потому, что в мире мало производственных компаний, обладающих комплексным знанием технологий и необходимых инженерных решений. Следствием этого стало создание компаний, основной деятельностью которых является перенастройка уже реализованных проектов. Учитывая тот факт, что только новых подобных сооружений в России уже больше сотни, целесообразно рассмотреть создание подобной компании и в нашей стране.

Исходя из того что в бюджете на 2025 г. не заложено средств на реализацию мероприятий по водоочистке, в следующем году планируется проведение работы над ошибками. И только после корректировки проектов и дополнительных научных изысканий в 2026 и 2027 гг. строительство очистных сооружений возобновится. К 2030 г. планируется завершить строительство новых объектов, модернизировать существующие и улучшить условия их эксплуатации.

Особое внимание в рамках федпрограммы должно быть уделено водным объектам Азово-Черноморского бассейна. Сегодня регионы Приазовья привлекают все больше новых жителей, а увеличение населения и развитие инфраструктуры приводит в том числе к росту антропогенной нагрузки на окружающую среду. Для дальнейшего стабильного социально-экономического роста региона необходимо обеспечить доступ населения к чистой воде. 8 ноября в Донецке был открыт Южный филиал «ВНИИ Экология». Филиал занялся подготовкой плана первоочередных природоохранных мероприятий на территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей – научные исследования коснутся в том числе вопросов сохранения и реабилитации экосистемы Азово-Черноморского бассейна и охраны водных объектов.

Эффективная реализация федерального проекта «Вода России» не просто уменьшит уровень загрязнения водных объектов, а в первую очередь положительно повлияет на качество жизни десятков миллионов граждан.

Источник:https://www.vedomosti.ru/opinion/columns/2024/11/25/1076973-ne-dat-zhivoi-vode-stat-mertvoi